49 Отобрание ребенка на основании акта органа местного самоу - Ответы: экзамен, зачет - Семейное право - Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам

Страница 1 из 11
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Семейное право » 49 Отобрание ребенка на основании акта органа местного самоу
49 Отобрание ребенка на основании акта органа местного самоу
Отобрание ребенка на основании акта органа местного самоуправления

В случае непосредственной угрозы жизни ребенка орган опеки имеет право отобрать ребенка у родителей, усыновителей,опекунов, попечителей, приемных родителей.
Поэтому Кодекс (ст. 77 СК) предусматривает принципиальную возможность немедленного отобрания ребенка у родителей (в административном порядке) органом опеки и попечительства до принятия решения судом о лишении последних родительских прав или об ограничении их в родительских правах при следующих условиях:
а) б случае непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных послед­ствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредоставления пищи, истязаний и т. п.);
б) вынесение органом местного самоуправления по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы соответствующего акта об отобрании ребенка (постановление, распоряжение и т. п.);
в) исполнение данного акта органом опеки и попечительства в безотлагательном порядке (то есть немедленно).

Конкретное название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка законом не определяется и в разных субъектах РФ может быть различным. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями)* органы местного самоуправления по вопросам своего ведения издают правовые акты, наименования которых определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 77 СК орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить об отобрании ребенка прокурора. Это связано с обязанностью прокуратуры осуще­ствлять надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и принимать при наличии соответствующих оснований предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей (в случае совершения ими преступления в отношении детей). Прокурор (или его заместитель) наделен правом на принесение протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно) или на внесение представления органу местного са­моуправления об устранении допущенных нарушений закона (ст. 26-28 Закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202 "О прокуратуре РФ", в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ)*.
При отобрании ребенка у родителей (одного из них) на основании акта органа местного самоуправления одновременно на орган опеки и попечительства возлагается обязанность обеспечить временное устройство ребенка. Подобное устройство, как носящее временный характер, возможно, прежде всего, в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных центрах помощи детям и других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Здесь ребенку кроме временного проживания и обеспечения содержания может быть оказана при необходимости экстренная медико-социальная помощь*. Однако с учетом чрезвычайного характера меры по отобранию ребенка он может быть помещен органом опеки и попечительства и в иных учреждениях (воспитательном учреждении, школе-интернате, доме (базе) отдыха, санатории и т. п.). Ребенок может быть также передан родственникам (дедушке, бабушке и др.), если таковые имеются и изъявили желание принять ребенка.
Отобрание ребенка органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью возможно и у лиц, заменяющих ему родителей: опекунов (попечителей) (с последующим отстранением их от выполнения опекунских, попечительских обязанностей - п. 3 ст. 39 ГК); приемных родителей (договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью соответственно расторгается - п. 2 ст. 152 СК); усыновителей (усыновление в последующем отменяется в судебном порядке по иску органа опеки и попечительства - ст. 141-142 СК).

В целях охраны прав отобранного ребенка и определения его дальнейшей судьбы п. 2 ст. 77 СК установлена обязанность органа опеки и попечительства обратиться в суд с иском о ли­шении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Семейное право » 49 Отобрание ребенка на основании акта органа местного самоу
Страница 1 из 11
Поиск: