Страница 1 из 11
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 57 Политическая и правовая мысль русского зарубежья
57 Политическая и правовая мысль русского зарубежья
Политическая и правовая мысль русского зарубежья

Появление русской эмиграции относится еще к дореволюционному периоду, однако окончательно она сложилась после Октябрьской революции. В данном случае анализируется творческая деятельность представителей большой группы ученых, писателей, деятелей культуры, высланных из России за несогласие с революционным ходом развития страны. В творческом плане русское зарубежье не было одноликим: оно проявляло себя в самых разных формах, в том числе и в плане политико-правовых размышлений.

С позиций религиозной философии проповедовал «конец истории» Н. А. Бердяев (1874—1948 гг.), изображая русскую революцию последним эсхатологическим предзнаменованием. Согласно воззрениям Бердяева (да и Франка, речь о котором пойдет ниже, общественная жизнь по самому существу своему духовна, а не материальна. Это духовное выступает в форме «онтологического всеединства» «я» и «ты», или, иначе, соборности. В соборности претворяется богоустановленный миропорядок, который держится на началах иерархии и послушания. Без «водительства» одних и послушания других нет и не может быть никакого общества. В этом смысле общество есть «аристократия <…> господство лучших». Следовательно, неравенство оправдано религиозно, и потому, по словам Бердяева, всякое гуманистическое заступничество за человека, желание освободить его от страданий равнозначно неверию в Бога, атеизму.

Говоря о государстве, Бердяев в работе «Философия неравенства» подчеркивает: «Государство есть соединяющая, упорядочивающая и организующая онтологическая сила, преломленная во тьме и грехе. Принуждающая и насилующая природа государства сама по себе не есть зло, но она связана со злом, есть последствие зла и реакция на зло». Что касается места и роли права, то, по мнению Н. А. Бердяева, «право охраняет личность от посягательства на нее злой воли. Право делает свободу человеческой личности независимой от добродетелей и пороков других людей, от их нравственного уровня, от их произвола. Право делает возможной свободу личности даже при существовании зла, при дурной воле людей».

Близким по своим воззрениям к Бердяеву был С. Л. Франк (1874—1950 гг.). Отправным пунктом его системы взглядов была нерасторжимая связь между Богом и человеком. От Бога исходит идея должного, важнейшими компонентами которой выступают нравственность, власть и право. При нравственно-правовом порядке общества, живущего по Богу, на первое место ставится обязанность, а не право, которое есть лишь производное от обязанности служить Богу.

С. Н. Булгаков (1871—1944 гг.) отвергает позицию, отрицающую роль правовых гарантий. Природу права он видит в духе В. Соловьева, т. е. высшей нормой личной морали является заповедь любви к ближнему. Идея равенства людей необходимо включает в себя идею свободы как норму человеческих отношений и идеал общественного устройства. Идеал политической свободы состоит не в уничтожении государства, а в преобразовании его в соответствии с требованиями нравственного собрания.
Важнейшей фигурой русского зарубежья был И. А. Ильин (1883—1954 гг.) — представитель консерватизма. Он считал противоестественным любое общественное состояние, основанное и функционирующее вне религиозных духовных ценностей, к которым относил и коммунизм. Безусловным естественным правом каждого И. А. Ильин называл право человека на самостоятельную и свободную жизнь. Более того, гражданина Ильин определял как человека с чувством собственного достоинства, которое воспитывает частная собственность. В своем «Учении о правосознании» он говорил о невозможности реализации справедливости без обладания чувством собственного достоинства. «Чувство собственного достоинства, — писал он, — есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни; оно есть знак того духовного самоуважения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоопределение, ни национальная независимость. Гражданин, лишенный этого чувства, политически недееспособен; народ, не движимый им, обречен на тяжкие исторические унижения».

И в России, и за рубежом И. А. Ильин выступал сторонником монархической формы правления. В перспективе монархический строй в России, по его мнению, должен был опираться на закон, основываться на высших источниках правосознания монарха — на совести, патриотизме и Боге. Законный монарх выступает верховным субъектом права, ему присущи чувства обязанности и ответственности. И. А. Ильин различал абсолютную монархию, где правитель попирает законы, становится тираном, и самодержавие, когда государь может осуществлять лишь то, что разрешено законом. Он также много внимания уделял проблемам патриотизма, одним из главных качеств которого считал «духовное единство своего народа», глубоко верил в духовные силы народа, воспринимал не внешние его проявления, а внутренние, коренящиеся в самой сути народа возможности.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 57 Политическая и правовая мысль русского зарубежья
Страница 1 из 11
Поиск: