Страница 1 из 11
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 36 Либеральное направление западно-европейской мысли в 19 в
36 Либеральное направление западно-европейской мысли в 19 в
Либеральное направление западно-европейской политико-правовой мысли в ХIХ
В ХIХ в. политическая и правовая мысль в Западной Европе приобрела особое звучание, что было связано с утверждением буржуазных порядков и их запросами. Вместе с тем это вызвало соответствующее сопротивление как справа, так и слева, что нашло отражение в учениях о государстве, власти, праве, политике, законодательстве и т. д. Точкой отсчета нового этапа развития политико-правовой мысли можно назвать Французскую буржуазную революцию 1789 г. Именно она стала стимулом новых поисков, которые вылились в Европе в целый ряд новых направлений политических и правовых теорий. Вместе с тем в рамках ХIХ в. можно рассмотреть два относительно самостоятельных, отличных друг от друга периода.

Первые годы после Французской революции выявили неоднозначность в оценках ее последствий и в результате разные, иногда противоположные политико-правовые проекты утверждения стабильной, достойной жизни людей. Одним из заметных направлений политико-правовой мысли стал либерализм. Опорными точками либерализма явились: а) личная свобода каждого индивида; б) обеспечение благодаря реализации этой ценности не только раскрытия творческих потенций личности и ее благополучия, но и благополучия, расцвета всего общества и его государственной организации.

На этой основе формируются все другие элементы либеральной идеологии, в том числе рациональное устройство мира, прогресс в истории, общее благо и право, идеи правового государства, конституционализм, разделение властей, представительство и самоуправление. К числу ярких представителей либерализма принадлежит Бенжамин Констан (1767—1830 гг.). Считая главной ценностью свободу, он под свободой европейца понимал личную независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на управление государством. Главной проблемой политики Констан считал взаимоотношения личности и государства и решал ее в пользу личности. Констан различает гражданскую и политическую свободу, считая главной первую. Важнейшим гарантом свободы выступает институт права, который противостоит произволу во всех отношениях. Соблюдение права есть центральная задача деятельности политических институтов.
Либерал Алексис де Токвиль (1805—1859 гг.) главное внимание уделял проблеме демократии и ее соединения с либерализмом. Особый акцент он делал не на юридической структуре власти и формах правления, а на их реальном функционировании. Сам Токвиль убежден в том, что современная демократия возможна лишь при тесном союзе равенства и свободы. Равенство, доведенное до крайностей, подавляет свободу, а деспотическое правление обессмысливает равенство, вне равенства свобода недолговечна.

Английский либерал Иеремия Бентам (1748—1832 гг.) — один из основателей философии утилитаризма считал, что для социальных обычаев и институтов должны быть другие основания и важнейшее из них — «принцип полезности». Общая польза должна служить основанием для принятия тех или иных законов. С этой точки зрения, наука законодательства состоит в том, чтобы знать истинное благо, а искусство в том, чтобы найти средства для реализации этого блага. Благо — это удовольствие, зло — несчастье. Целью права выступает достижение блага и избежание зла, т. е. служение полезности. Таким образом, законы для него — это искусственно созданные людьми правила. При этом И. Бентам отождествлял законы и правила. Что касается назначения правительства, то оно должно выполнять преимущественно охранительные функции.

В определенной мере последователем Бентама стал Джон Стюарт Миль (1806—1873 гг.), однако по ряду вопросов он высказывался критически. Для него главным условием существования достойного государства выступало самосовершенствование народа, а важнейшим признаком хорошо организованного государства — качество государственного механизма. Он проводил идею непосредственной причастности народа к устройству и деятельности государства. Поэтому лучшей формой государства является представительное правление. Исходя из этого, Миль выступал как сторонник демократии, основанной на всеобщем избирательном праве, хотя в то же время изолировал от выборов неграмотных, бедных и зависимых. С государством он связывал право, которое рассматривал как собрание символов, провозглашающих суверенную волю государства относительно правил поведения, обязательных для выполнения со стороны его граждан.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 36 Либеральное направление западно-европейской мысли в 19 в
Страница 1 из 11
Поиск: