Страница 1 из 11
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 32 Политическая и правовая мысль в Киевской Руси
32 Политическая и правовая мысль в Киевской Руси
Политическая и правовая мысль в Киевской Руси
Жанры произведений, в которых воплощалась политическая и правовая мысль, – это одновременно жанры и литературы, и устного творчества: послание, поучение, слово, моление и т.п.

Концепция Русской земли. Обитель русского народа и православной веры христианской. Не только территория, но и нечто такое, что делает русских самостоятельным, независимым народом среди других. От князей зависит, благоденствовать будет Русская земля или бедствовать. Княжеская власть происходит от Бога. В Киевской Руси, в отличие от Византии, отсутствовал развитый бюрократический аппарат. Киевский князь должен был лично выполнять практически все управленческие функции. Главный упор делался на божественности не сана властителя, а его обязанностей. Основная функция князя – защита православного христианства. Идеальный князь в русском политическом сознании – это князь-труженик, князь-воин.

В Киевской Руси глава государства – распространитель христианства и в некотором смысле даже создатель церковной организации. От русских князей во многом зависела судьба христианской религии и церкви на Руси. Поэтому церковные деятели проявляли особую заботу о мировоззрении князей.

Киевская Русь по началу – полиэтническое государство. Княжеская власть обязывается строго следовать канонам религии, которую она сама же выбрала. Христианская церковь выступала за усиление центральной государственной власти и всячески стремилась сохранить единство государственной организации. Государственная власть и христианская церковь оказывались как бы в симбиозе: усиление одного из них не ослабляло другого, а усиливало. Русские мыслители не отделяли государство от церкви и церковь от государства, отводя государству светские дела, а церкви – религиозные.

Русские князья описываются в летописях не только как полководцы, но и как подвижники культурного поприща и часто прославляются именно в последнем качестве. Они воистину являлись пахарями и сеятелями на ниве русской культуры. Эта деятельность являлась традицией, переходила по наследству вместе с властными полномочиями.

Церковь зачастую находила в русских князьях пример для подражания. Князь выступает не только как внешний по отношению к духовной культуре инструмент, но и как лицо, само преображающееся в результате собственной культурной деятельности.

Выступая в качестве духовной силы, государственная власть должна обладать идеологическими инструментами (образ святых мучеников князей Бориса и Глеба).

Политические идеи исключали спокойное логическое рассуждение, а также форму сухого научного трактата. Русская политическая мысль зарождалась с появлением среди русских сознания ответственности за судьбу своего отечества, Русской земли, государства.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 32 Политическая и правовая мысль в Киевской Руси
Страница 1 из 11
Поиск: