Страница 1 из 11
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 26 Политические и правовые учения в Голландии в ХVII в
26 Политические и правовые учения в Голландии в ХVII в
Политические и правовые учения в Голландии в ХVII в
ХVII в. В Западной Европе был ознаменован глуюоким кризисом, охватившим большинство стран региона. Это создало все предпосылки для протекания серии буржуазных революций и дало начало отсчету новой эпохи, именуемой Новым временем. Рубежом принято считать Английскую буржуазную революцию 1640 г., хотя в Голландии подобный переворот произошел еще в 1609г. В сфере политико-правовй мысли это было время перехода от теологического к юридическому мировоззрению.
Начался расцвет теории естественного права и связанного с нею учения об общественном договоре. В ряду тех, кто внес особый вклад были: юрист Гуго Гроций и философ Бенедикт Спиноза.

Гроций представляет государство как результат союза людей, сколнных к общежитию, т.е. продолжает линию Аристотеля и Цицерона. Вместе с тем он усиливает юридическое начало в определении государства, считая, что «это совершенны союз людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». У Гроция мы впревые видим разграничение между политикой и юриспруденцией. При этом право стоит выше политики.

При выяснении происхождения и классификации права Гуго Гроций подзразделяет его на естественное и волеустановленное. Естественное право является основополагающим, его источником выступает сама разумная природа человека как социального существа. На фундаменте естественного права развивается установленное право и право божественное.
Установленное право находит свое проявление в законе и опирается на силу.
При анализе вопроса о власти Гроций обращает внимание на верховную власть в государстве, наделенную признаком суверенности, что означает ее неподчиненность никакой другой власти. Носителем этой власти в общем является народ, а в собственном смысле – одно или несколько лиц в зависимости от законов и нравов народа. Гроций выделяет царскую власть как единодержавную, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику. При этом заметно предпочтение власти единоличной и аристократической на фоне отрицательного отношения к тирании.
Гроций вошел в историю как один из первых разработчиков теории международного права. Его три книги «О праве войны и мира» обосновывают необходимость правового оформления и регулирования международных отношений,и прежде всего проблем войны и мира.
Новый рационалистический подход к проблемам общества, государства и права получил свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632–1677).

Его политико-правовые взгляды изложены в "Богословско-политическом трактате" (1670), "Этике, доказанной геометрическим методом" (1675) и "Политическом трактате" (1677).

Законы природы он характеризовал как "решения Бога, открытые естественным светом", т. е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это "сила и могущество действия" самой природы.

На таком понимании законов природы строится и трактовка Спинозой естественного права, поскольку человек – это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости. "Итак, – писал Спиноза, – под правом природы, я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивида простирается .столь далеко, сколь далеко простирается их мощь".

Однако в естественном состоянии, где отсутствует какое-либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обеспечены. Но чтобы перейти к жизни по законам разума, т. е. к жизни в мире, безопасности и вообще наилучшим образом, люди должны были договориться об этом. "Итак, – писал Спиноза, – этим способом общество может быть создано без всякого противоречия с естественным правом, а всякий договор может быть соблюдаем всегда с величайшей верностью, если, конечно, каждый перенесет на общество всю мощь, какую он имеет; оно, стало быть, одно будет иметь высшее естественное право на все, т. е. высшее господство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания".

Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти (imperium), совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство (civitas). Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право – это сила, мощь, власть) при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.

Верховная власть, согласно Спинозе, "не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться"; все "обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую нелепость".

Обосновывая приказной характер отношения государства к подданным, Спиноза вместе с тем возражает против возможных обвинений его в том, что он превращает подданных в рабов: раб подчиняется приказаниям господина, имеющего в виду свою пользу, а подданный по приказанию верховной власти делает то, что полезно обществу, а следовательно, и ему.

При рассмотрении вопроса о пределах полномочий государства в его взаимоотношениях с подданными Спиноза отмечает, что высказанное им положение о полном переносе естественных прав каждого на верховную власть и ее праве на все, хотя отчасти и согласуется с действительностью, но "во многом неизбежно остается чисто теоретическим", ибо невозможно перенести на другого всю свою мощь (свое право), не перестав быть человеком. И никогда не будет существовать такая верховная власть, которая могла бы делать все так, как хочет, не считаясь с законами человеческой природы. "Посему должно допустить, – подчеркивал он, – что каждый сохраняет при себе из своего права многое, зависящее, таким образом, только от его решения, но ни от чьего другого".

Спиноза в принципе отвергал право подданных (по гражданскому праву) на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение этих учредительных (конституирующих государство) договоров и законов. Нарушение же их властями ведет к тому, что общий страх большинства граждан превращается в негодование против властей, "разрушается государство и прекращается договор, защищаемый поэтому не по гражданскому праву, а по праву войны". Иначе говоря, для подобной ситуации нарушения государственными властями условий договора Спиноза признает естественное право народа на восстание.

Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости.

Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной власти) -– монархию, аристократию и демократию. Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной властью, отмечал он, "я понимаю ту, которая устанавливается свободным народом, а не ту, которая приобретается над народом по праву войны".

При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства и таких форм (при их надлежащем устройстве), как монархия и аристократия.

При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии и "два государства – по природе враги". Право войны, таким образом, принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира – это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными. "Война, – подчеркивал Спиноза, – должна вестись только в целях мира, дабы по ее окончании не было нужды в применении оружия".

В историю политической и правовой мысли Спиноза вошел как прогрессивный мыслитель-гуманист, критик теологических политико-правовых идей, один из творцов светской доктрины государства и права.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 26 Политические и правовые учения в Голландии в ХVII в
Страница 1 из 11
Поиск: