Страница 1 из 11
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Муниципальное право РФ » 23 Полномочия органов государственной власти субъектов РФ
23 Полномочия органов государственной власти субъектов РФ
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления

Сегодня взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе других принципов:
- законности,
- сочетания интересов населения субъекта и соответствующего муниципального образования, учета исторических и местных традиций,
- самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий,
-  взаимного согласия органов государственной власти и органов местного самоуправления при выработке совместного решения;
- обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения,
- добровольности заключения договоров и соглашений;
- взаимной ответственности,
- гласности.

Содержание и характер полномочий региональной власти позволяет на их основе определить основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:

1)  правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль  исполнения соответствующего законодательства;
2)  разработка и принятие региональных программ развития местного самоуправления,
3)  совершенствование разграничения компетенции государственных органов и органов местного самоуправления,
4)  обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления,
5)  содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций,
6)  защита прав граждан на осуществление местного самоуправления.

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта осуществляется в следующих основных организационных формах:

Во-первых, главными взаимодействующими структурами являются сами органы государственной власти и  местного самоуправления;

Во-вторых, для решения разовых совместных вопросов создаются  совместные временные группы и комиссии;

В-третьих, для решения вопросов требующих постоянного взаимодействия создаются постоянные рабочие группы и комиссии;

В-четвертых, по вопросам, касающимся всех муниципальных образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных образований, для чего им придается необходимый статус.

На некоторых территориях субъектов во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления имеются две крайности, либо они существуют как бы параллельно, автономно, доводя эту автономность до абсурда, либо местное самоуправление подменяют государственным местным управлением, а это не лучшим образом влияет на существующую социально-экономическую ситуацию в регионе.

Решение существующих проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также многих иных, требует четкого разграничения компетенции между органами субъектов Федерации и местным самоуправлением, определения вопросов совместного ведения и перечень полномочий, передаваемых друг другу на основе добровольно заключенного соглашения.

В законах ряда субъектов Российской Федерации о порядке передачи отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям существуют прямые расхождения с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В частности, предусматривается возможность передачи полномочий по договору, хотя в Конституции РФ не установлен такой порядок. В ней говорится, что передача может происходить только по закону.

Надо полагать, что после принятия федерального закона об общих принципах наделения органов местного само управления отдельными государственными полномочиями в законы субъектов Российской Федерации будут внесены поправки, уточнения и добавления.

С целью гармонизации взаимоотношений регионам необходим комплексный нормативный правовой акт, например—Закон “О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Федерации. Он устанавливал бы общие принципы данного взаимодействия для эффективного решения вопросов государственного и местного значения, управления процессами экономического и социального развития субъекта и муниципальных образований в интересах населения.

Данный закон должен закрепить основные принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов субъекта, формы их взаимодействия. В нем особо должны регламентироваться межбюджетные отношения между органами власти, организационное и информационное взаимодействия. В Законе должны быть определены предметы ведения органов государственной власти и местного самоуправления субъекта, вопросы, требующие их совместного решения, порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями. Здесь обязательно должен предусматривается принцип передачи материальных и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления и процесс осуществления ими этих полномочий, основания и порядок их прекращения.

Уточнение полномочий региональных государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, требующим совместного решения с учетом экономических, социальных и иных особенностей муниципальных образований, в соответствии с этим законодательным актом может быть осуществлено специальным договором (соглашением). Его сторонами выступают органы государственной власти и местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий, предметом договора могут быть конкретизация вопросов, требующих совместного решения, условия и порядок их осуществления, формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении договора, а также иные связанные с ним вопросы.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Муниципальное право РФ » 23 Полномочия органов государственной власти субъектов РФ
Страница 1 из 11
Поиск: