Страница 1 из 11
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Конституционное право зарубежных стран » 54 Местное самоуправление: понятие, принципы организации
54 Местное самоуправление: понятие, принципы организации
Местное самоуправление в зарубежных странах: понятие принципы организации
В соответствии с административно-территориальным делением строится система:
- местных органов общегосударственной администрации (правительства, министерств и департаментов)
- выборных органов местного самоуправления (МСУ)

Управление на местах осуществляется органами МСУ, а также органами, представляющими центральную власть. Местное (или муниципальное) самоуправление — это управление делами местного значения, осуществляемое выборными органами и их административным аппаратом. МСУ- это относительно децентрализованная форма государственного управления, главными признаками органов МСУ являются их выборность и сравнительная самостоятельность в руководстве делами местного значения. МСУ составляют элемент государственной организации, но среди органов государства на местах они не занимают верховного положения, поскольку многие функции управления территориями изъяты из их ведения и поручены различным министерствам и департаментам. В РФ органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Во многих странах имеет хождение концепция внеполитического МСУ, которая провозглашает, что муниципалитеты должны стоять в стороне от политики, быть служебным аппаратом, специализированным на оказании обществу определенных услуг. Муниципалитеты являются инструментом социального обслуживания населения.

Органы МСУ в силу их выборности и официальной роли представителей местного населения оставляют часть представительной системы. Но в ряде стран отсутствуют выборные органы в административно-территориальных единицах (например, кантоны и округа во Франции, округа в ФРГ). Органы местного самоуправления состоят из выборных муниципальных советов (или собраний) и исполнительного аппарата. Порядок выборов в муниципальные советы регулируется специальными избирательными законами (в федеративных государствах их издает субъект федерации). Обычно муниципальные советы юридически возглавляют муниципальный аппарат управления. Основной формой работы муниципальных советов являются заседания, проводимые в сессионном порядке. Как правило, муниципальные советы образуют различные комиссии или комитеты - постоянные и временные. Видную роль в муниципальном управлении играет исполнительный аппарат. Он состоит из административных органов общей компетенции (коллегиальные исполнительные органы, мэры, управляющие) и органов отраслевой и специальной компетенции (департаменты, комитеты и т.п.).

Особенно большим влиянием в делах местного управления располагают мэры. Нередко они единолично решают вопросы найма и увольнения муниципальных служащих, пользуются правом налагать вето на решения муниципальных советов, а также другими правами, которые фактически ставят их над муниципальными советами. Структура исполнительного аппарата местного управления отмечена большим разнообразием. Наиболее стабильным и весьма существенным элементом местного управления является чиновничий аппарат – различные департаменты, бюро, комитеты и т.п. Ответственные чиновники местных органов назначаются и смещаются главой муниципальной администрации или советом. В ряде стран отдельные категории должностных лиц муниципалитетов избираются населением, что ставит их в независимое положение в отношениях с муниципальными советами. Полномочия органов местного управления обычно устанавливаются специальными законами о местном управлении и законами, регулирующими отдельные отрасли государственного управления (просвещение, здравоохранение и т.п.). Круг обязанностей муниципалитетов может быть расширен за счет полномочий, делегированных им вышестоящими властями. Возможность такого делегирования предусмотрена, например, в США, Великобритании, ФРГ, Японии.


Основными методами муниципальной деятельности являются регулирование, контроль и непосредственное управление муниципальным имуществом, которая состоит: 

- в выдаче лицензий на право открытия и содержания магазинов, бытовых и зрелищных предприятий, торговлю спиртными напитками, занятия различными промыслами и т.п.,
- в установлении правил торговли, застройки, благоустройства, в планировке застройки населенных пунктов (выделение участков под жилищное, промышленное строительство, зеленых зон), 
- в наблюдении за соблюдением природоохранительного законодательства.

К их ведению относится принятие местного бюджета, издание нормативных решений по вопросам, отнесенным к их компетенции, установление местных налогов, об использовании муниципальной

собственности, формирование руководящих исполнительных органов муниципалитета и контроль за ними, назначение местных референдумов и некоторые другие дела. В области охраны порядка к ведению муниципальных органов относится установление правил поведения в общественных местах, противопожарный и санитарный надзор. Под непосредственным управлением муниципальных органов находятся составляющие муниципальную собственность предприятия, главным образом, в сфере коммунального хозяйства и бытового обслуживания и некоторая часть жилого фонда, а также школы, муниципальные библиотеки, парки, благотворительные. Финансовая база органов управления складывается из их собственных доходов и дотаций из государственного бюджета. Главный источник собственных доходов муниципальных органов - налоги и сборы с населения. Они устанавливаются и взимаются муниципалитетами под контролем центральных органов. Основную долю платежей дает налог на недвижимое имущество.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Конституционное право зарубежных стран » 54 Местное самоуправление: понятие, принципы организации
Страница 1 из 11
Поиск: