Страница 1 из 11
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Конституционное право зарубежных стран » 29 Понятие и принципы государственного устройства
29 Понятие и принципы государственного устройства
Понятие и принципы государственного устройства в зарубежных странах.

- устройство государства можно определить как такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.

- устройство государства как форма государства, устройство как форма правления, устройство как территориальная организация - во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

- способ территориальной организации государства или образующих союз государств, обусловливающий определенные взаимоотношения институтов всего государства с органами его составных частей, данное понятие отвечает на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей она состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест (регионов). 

Теория государства выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства.

Для формы государственного устройства имеют большое значение экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности населения, а также исторические традиции, социокультурный и этнический факторы. 

Независимо от форм национально-государственного устройства территории государств подразделяются на административно территориальные единицы. Административно-территориальное устройство не сводится к простому географическому делению территории. Оно необходимо для рациональной организации жизни людей, производства и управления. 

В его основу положено несколько принципов:
Экономический принцип предполагает учет географических и производственных особенностей страны, размеров ее территории, численности и плотности населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил.

Национальный принцип немаловажен в многонациональных государствах. Его суть в том, чтобы одноименные народы не были искусственно, вопреки их желанию, разделены по различным административно-территориальным единицам. Характерное действие этого принципа можно наблюдать в административно-территориальном устройстве многонационального Дагестана – субъекта РФ. Отдельные районы этой республики – Лакский, Ногайский, Табасаранский – носят наименование тех народов, которые в них преобладают и являются коренными.

Политический принцип предполагает так установить административно территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Комплексное применение экономического, национального и политического принципов, позволяет осуществить рациональное выделение административно-территориальных единиц. Их характерные признаки: четко очерченные границы, компактность, непрерывность и экономическая целостность территории, право населения формировать органы государственной власти и местного самоуправления. Именно в силу этого права определенная территория обретает черты, присущие социально-политической организации, и получает статус административно-территориальной единицы.

Применительно к странам с многонациональным составом населения иногда используется также термин «форма национально-государственного устройства ».

Различаются три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация (федеративное государство), конфедерация.

Существуют и другие союзы и содружества государств (Европейский союз, британское Содружество, СНГ и т.д.), в отдельных из них тоже есть более (Европейский союз) или менее (СНГ) значительные элементы конституционно-правового регулирования. В созданном в 1996 г. Сообществе Белоруссии и России (в 1997 г. преобразовано в Союз) существуют общие органы, решения которых могут иметь обязательную силу для обоих государств. Эти объединения тоже в какой-то мере могут изучаться не только в международном публичном праве, но и в конституционном.

Формой территориально-политической организации государственности является также автономия, особенно политическая автономия, тем более если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств. Данная категория происходит от греч.autos — сам и nomos —закон, в буквальном значении — собственная закономерность.

В правоведении и политологии она обозначает широкое внутреннее самоуправление региона (территории)государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам).

Основными видами автономии являются:
— территориальная автономия означает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Ее суть — во внутреннем самоуправлении определенного региона (территории), отличающегося существенными социокультурными, бытовыми, историческими, лингвистическими, реже национальными особенностями. Территориальная автономия существует и закреплена в законодательстве таких государств, как Великобритания, Италия, Испания, Финляндия
— национально-культурная (персональная) - предоставление особых (дополнительных) прав национальным меньшинствам, проживающим разрозненно (дисперсно), для развития и сохранения языка, национальной культуры, традиций, обычаев.


Форма государственного устройства - национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов. 

Две основные формы - унитарную и федеративную. 

Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия Япония и др.).. 
- единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений; 
- единая система высших органов государственной власти; 
- единое гражданство; 
- единая система права; 
- единая судебная система; 
- территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. 

Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Швейцария, Индии, Австралия, Мексика и др.).. 

- территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, она состоит из территорий субъектов федерации; 
- субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции; 
- субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов; 
- субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему; 
- наличие двойного гражданства; 
- двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). 

Конфедерация - союз государств, при конфедеративных связях части конфедерации продолжают быть суверенными государствами, но между ними существует тесное единство. Примером конфедерации были: 
- Швейцария до 1848 г., затем преобразовалась в федерацию; 
- ОАР - Объединенная Арабская Республика - конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 г. по инициативе Г.А. Нассера, распалась через 3 года, в 1961 г. 
- Сенегамбия - конфедерация Сенегала и находящейся внутри его территории Гамбии, существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась. 

Квазиконфедерация - более тесный союз, чем конфедерация, и менее тесный, чем федерация, при этом это союз между неравными, и часто - отдаленными друг от друга частями. (Данию и Фарерские о-ва, Гренландию; Голландию и Нидерландские Антильские о-ва (Кюрасао и Бокайро); США и Пуэрто-Рико, Великобританию и о-ва Пролива, о-в Мэн). 

Содружество - объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена: 
- интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых государств); 
- языковым единством (Британское Содружество наций); 
- общностью правовой системы, культуры и религии (Лига арабских стран). 

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. 

Сообщество - объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе (Европейское сообщество) может быть бюджет, надгосударственные органы. 

Ассоциация - объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.) Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе. 

Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, союз РФ и Республики Беларусь и др.). 


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Конституционное право зарубежных стран » 29 Понятие и принципы государственного устройства
Страница 1 из 11
Поиск: