Страница 1 из 11
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Философия » 35. Специфика социальной закономерности
35. Специфика социальной закономерности
Предметом социальной философии выступает глубинный системообразующий фактор, позволяющий обществу как сложной системе не распадаться и сохранять единство.(фактор целостности). Решение этой задачи лежит за пределами социологи как эмпирической науки. Основатель социологии Конт?. Стремился создать некое подобие социальной физики, в основе этой науки должны были лежать статистические эмпирические закономерности; он предложил 3 принципа социологии: натурализм, органицизм и эволюционизм. Натурализм предполагает возможность проведения параллелей между социальными системами и природными объектами
На уровне больших социальных групп проявляет себя отчетливо теоретическая закономерность, однако, на уровне элементов системы возрастает непредсказуемость, связанная со свободным действием и целеполаганием(судьбу армии легче предсказать, чем судьбу отдельного солдата). Органицизм он понимал в классическом аристотелевском ключе: целое всегда превосходит сумму своих частей
В современной науке используетс я термин «хоризм», для обозначения принципа соподчиненности частей целому, действительно, специальная система демонстрирует яркий пример эмерджентности: у системы появляются свойства, которые отстутствуют у ??
Английский позитивист Герберт Спенсер предложил взглянуть на общество как на организм. Система политики и права аналогична нервной системе, распределительная система аналогична кровеносной, производство «как поддерживающая система» аналогично системе питания в организме. На основании этой аналогии Спенсер пришел к выводу, о том, что общество как любая биологическая форма эволюционирует в сторону большей разветвленности функций
Для социальной философии важной проблемой является различение общества и государства. Государство – это структура управления, встроенная в общество, но остающееся от него отчужденной. Для государства характерны «вертикальные» связи господства и подчинения. Для общества характерны горизонтальные связи, сотрудничество, соперничество и ордена?? ГОСУДАРСТВО – это основной носитель организующего и регулятивно-контрольного начала. Однако общество должно обладать в свою очередь механизмом контроля над этой структурой . поскольку логика развития властной структуры не совпадает с моральными принципами цементирующими общество. Начиная с Локка и Канта ?? рассматривается как результат делигирования обществом политических полномочий специально возникающей сквозной функциональной социальной силе
Следует различать понятие общества и общности(ассоциации коллективных корпораций можно рассматривать как макроэлементы общество, в то время как индивиды – это микроэлементы). В основе общности лежит солидарность, напротив, общество строится на основе механизма преодоления конфликтов между образующими его группами. Распространяя пифагорейский принцип «у друзей все общее» на глобальное общественное поле Платон совершил теоретическую ошибку. Хомяков, стремясь к тобой, чтобы общество в целом приобрело черты соборности(крупномасштабной общности) явно недооценил наличие в обществе перманентных конфликтов
В марксизме основой общественной жизни считается предметное производство, из которого вытекают все важнейшие социальные отношения(политику, право, мораль, науку, религию аркс считал сферами подчиненными единому закону прироста). Особенностью марксистской схемы является тезис, о том, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму существующих отношений(структура оказывается приоритетнее элемента?). современная социальная философия выявила 2 смысла слова «тенденция». Тенденция в сильном смысле допускает определенную дисперсию, но скрытая за этой тенденцией закономерность объективна и, следовательно, необвиняема?. Так понимал тенденцию Маркс, утверждая что история общества продолжение истории природы, он допускал анализ общественных процессов в ракурсе строгой необходимости(отличие от Конта здесь только терминологическое). В наши дни слово «тенденция» используется в слабом смысле. Здесь предполагается возможность сложной ?? факторов, при которой закономерность отступает на задний план или даже отменяется. Любая социальная закономерность должна рассматриваться на фоне действия других закономерностей и случайных по отношению к ситуации факторов( еще Пушкин называл «случай» мощным, внезапным орудием Провидения)
Взаимоотношения индивида с обществом носят диалоговый характер. Индивид вступает в отношение с идеальными структурами, определяющими интеллектуальный фонд чего-то там?? Эти структуры соизмеримы с субъектам, в связи с чем Маркс ввел термин «общественное сознание», отсюда остается один шаг до социоцентризма. При котором общество принимается виде некой социальной субстанции, которая формирует схему мышления входящих в общество индивидов. Маркс точно также как и Конт считал возможным социальная дедукция(выведение индивидуальных характеристик из социальных). В наши дни подобное представление не является господствующим. Значительно большим доверием пользуется персоналистическая что-то?, в которых каждая личность рассматривается как потенциально самозаконная форма, обладающая частичной недоступностью для других личностей. Крупнейший русский философ 20 века Николай Александрович Бердяев проводил различия между индивидом и личностью. Индивид – это системная характеристика, это всегда часть общественного целого. Личность – осознанная и самозаконная, наличие самосознания не позволяет ей стать частью чего-либо
Бердяев формулирует парадокс –«общество - это часть личности»
Социолог Макс Вебер построил теорию социального действия, в основе которого лежит принцип интерсубъективного общения(межсубъектного), в этом общении Вебер видел ось развития всех общественных отношений что-то там?
Социальное действие – это поступок, в основе которого лежит смысл, соотнесенный с действиями других людей(в частности, ожидание от них реакции), такие поступки порождают устойчивые смысловые связи поведения, на основании которых формируется линия общественных связей. Вебер предложил подход альтернативный концепции Маркса. Слабость марксистской схемы в том, что она игнорирует роль ценностей в процессе самоорганизации общества(Маркс выводил ценности из совместного труда, но совместный труд уже предполагает объединение на основе ценностей)
Линию продолжил Т. Парсонс? Он считал важнейшими элементами человеческой деятельности: язык, ценности и символы. Социум для него, это самоорганизующаяся система, несводимая к биологии, но решающая ряд квазибиологических задач. Для выполнения этих задач в обществе возникают подсистемы, у каждой из которых собственная логика. Подсистема экономики выполняет функцию адаптации к окружающему миру, подсистема политики – функцию целеполагания, подсистема права – функцию интеграции, семья, религия, образование и что-то еще создают подсистему, задачей которой является воспроизведение социума


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Философия » 35. Специфика социальной закономерности
Страница 1 из 11
Поиск: