Страница 1 из 11
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Философия » 34. Введение в основные проблемы онтологии.
34. Введение в основные проблемы онтологии.
Предеметом онтологии выступает бытие в его полнотое и мнодественности. Онтология была исторически первым разделом философии. Начиная с фундаментальных работа Аристотеля, термин метафизика стал применятся к той же проблематике. Теория бытия рассматривает глубинные предпосылки процесса познания природы (метифизика предшествет физике). Кант считал важнейшей реглятивной идеи разума идею целостности природы. Мир согласован и не распадается. Этот факт нуждается в объяснении. В философии существует старинный вопрос: "Почему вообще существует нечто, а не ничто?". Иными словами можно ли говорить об энергии существования, благодаря которой приодолевается тяготение к распаду. В первом приближении понятие бытие. Понятие бытие связано с полем действия, на котором развертывается активность субъекта как носителя действия. В поле действия и носитель действия.
Бытие предстает как система регуляции, независимая от воли человека. Еще Чарльз Пирс называл реальным то, чьи свойства не зависят от того, что они мыслят. Мир далеко не всегда отвечает нашим ожиданиям, и внем присутствует то, что Пушкин называл "силой вещей". Поэтому понимание бытия, как яви (как являющемся), выдвигает требование трезвого осознания положения человека в мире. Существует устойчивая традиция признающая существование внешнего мира, но отрицающую возможность переступить порог, отделяющий Я от не-Я. Субъективный идеализм настаивает на том, что знания о мире составлены исключительно из внутренних элементов нашего сознания. Сила этой философской школы в постоянном напоминании о том, что непосредственно субъект взаимодействует только с образами и знаками бытия.
Понятие "бытие" проецируется в "квантосуществование", в последовательную констатацию существования или несуществования предметов. Здесь бытие предстает содержательно бедным, несообщающим предмету никакого специального признака. Однако следует помнить что существование - это только общий контур того, что есть. Понятие фиксирует более сложно содержание. Овидию принадлежат слова "omnia mutantur nihil interit" (все меняется, но ничто не проваливается в небытие). Понимание этой взаимосвязи невозможно без введения понятия "сущности". Сущность - это нечто неизменное инвариантное, независищее от своих проявлений. Между явлением и сущностью связь такая же, как между следствием и причиной. Согласно Канту сущность (субстанция) - это то постоянное, лишь в отношении к которому можно определить все временные явления. Гегель призывал разделять действительность и реальность. Действительность у Гегеля точно так же как "сущее" у Владимира Соловьева представляет собой реальность, освобожденную от случайных черт.Понятие случайности представляет собой сложную философскую проблему. Случай - это такое объяснение, которое закрывает возможность любого объяснения, поэтому асолютная случайность не может иметь места в рационалистической онтологии, утверждающей закономерность мира. Чаще всего случайностью называют ускользающей от разумного объяснения сложное наложение причинно-следственных рядов.
Проблема детерминизма сложнейшая проблема онтологии. Мир подчиняется строгим правилам и законам. Однако представление о действительности как о жесткоотлаженном механизме (детерминизм Лаплас) входит в противоречие нетолько со = свободной волей человека, но и с поведением организмов =. Поэтому проблемная онтология должна сочетать различные уровни бытия. Низший - строго детерминированный. До высших, обладающих самопричиностью и свободой. Законы - это устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями. В классической Платоновской традиции закон - это мысль закодированная в вещах. Владимир Соловьев отметил, что в падающее тело и закон всемирного тяготения - это онтологические различные вещи. Материализм предполагает существование единой субстанции, которая обладает бесчисленным набором свойств. Эту субстанцию он называет материей. Однако, в отличие от концепции спинозы материализм не считает материю разумной. Разумность обретается в результате загадочного эффекта самоусложнения материи. В результате материализм оказывается не в состоянии объяснить наличие в природе внутренней логики.
Объективнй идеализм предлагает более приемлимое решение, утверждая, что действительность содержит в себе идеальное составляющее (бытие вне пространства и времени). Согласно, философу 20-ого века Николаем Гартманом двум сферам бытия идеальной и реальной соответствует сфера логики и сфера познания. Идеальная сфера не создается мышлением, напротив мышление направлено на ту область бытия, с которой человек чувственно не соприкасается.
Для =теории чрезвычайного права = попытка связать основания нормативной системы со скрытым законом, находящимя в самом бытии (Гегель считал, что нравственный закон представляет бытие гораздо более адекватным, чем закон физический). Время выступает ключевым онтологически понятием (Гартман даже считал, что идеальная сфера ниже реальной, поскольку в ней нет времени). Существует две основных концепции времени. Революционная принадлежит Лейбницу. Время не самобытно, оно есть продукт ума: оно есть форма осознания причинно-следственной связи. Субстанциональная концепция связана с именем Ньютона, который представлял время как поток, пронизывающий вселенную. Этот подход позвоялет понять необратимость времени. Начиная с работ =Лерксона= время стало рассматриваться онтологией как основа усложнения форм бытия. Время как основа жизни. Глубинный аспект понятия бытия связан с представлением о целостности мира.
Еще Николай Казанский ввел три важнейших онтологических категории: единство, множественность и связь. Единство предполагает существование гибкой глобальной системы отношений. Своего рода единого мирового каркаса. Это арена на которой развертываются события и одновременно условия возможности этих событий. Именно здесь следует искать "вселенно-внутреннюю связь" (слова Гёте). Хайдегер постоянно предупреждал о том, что бытие энергийно, но внепространственно. Бытие не следует принимать как присутствие. Этот "сверхобъект" единичен по объему, но бесконечно богат по содержанию. Именно по отношению к нему возможен разговор о смысловой наполненности жизни.
Аристотель противопоставил действительности возможность. В системе его взглядов возможность выступает как недосуществование. Категория возможности повзоляет описать на философском языке = сущностную категорию - сущностную характеристику свободу =. Свобода в формальном смысле, как возможность пересмотра собственных решений абсолютна и неотчуждаема. В материальном смысле свобода ставит носителя действия в зависимость от поля действия. Однако эта зависимость не является безусловной.
В наши дни актуальным является разговор об особом бытии культуры, как бытии символических форм. Психолог Юнг пытался построить теорию синхронизма, объясняющую невороятное совпадение человеческой жизни. Это попытка осталась только проектом. И далеко не все существующие в мироздании силы открыты для научной рациональности. В 20-м веке возродился интерес к плюростическим онтологическим моделям. В системе Лейбница даже низшие =монады= могут отказывать искажающее воздействие на стройную картину мира. Развитие генетической теории подвело к пониманию существования оргнизующих центров руководящих процессами в клетке. Эти нематериальные центры по смыслу совпадают с монадами Лейбница. Именно концепция Лейбница повзоляет =вписать= отедельную личность как = монаду в целостность =. Русский философ Лосский поместил над сферой идеального область субстанциональных деятелей или самосуществующих монадов. Координацию этих монадов осуществляет верховная монада, которая однако не совпадает с абсолютной.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Философия » 34. Введение в основные проблемы онтологии.
Страница 1 из 11
Поиск: