Страница 1 из 11
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Правоохранительные органы » Осуществление правосудия на началах равенства всех п законом (16)
Осуществление правосудия на началах равенства всех п законом
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
Конституция Российской Федерации (ст.19) провозглашает равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст.7), адресуя эту норму судам (суды не отдают предпочтения каким-либо органам и лицам, участвующим в процессе), дополнил ее, указав, что суд может принимать во внимание и другие обстоятельства, связанные с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном законе. Таким образом, судам предоставлена возможность признавать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены в ст.19 Конституции Российской Федерации.

Равенство перед законом включает двоякий подход к проблеме. Во-первых, означает одинаковое применение норм, закрепленных в законе ко всем гражданам. Не допускается изъятие или исключение из требований закона каких-либо положений ввиду социальных, имущественных, национальных и иных различий сторон при решении вопроса о привлечении или освобождении от уголовной ответственности, признании или отказе в признании исковых требований в гражданском процессе. Во-вторых, принцип равенства перед законом относится и к законотворческой деятельности, диктуя необходимость исключать возможность установления норм, дискриминирующих стороны по каким-либо признакам, запрещенным Конституцией Российской Федерации.

Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т.е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы, независимо от социальных, имущественных и других различий. Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам.

Не допускается также создание чрезвычайных судов. Известно, что действующее законодательство предусматривало особенности судопроизводства, касающиеся порядка возбуждения дел в отношении военнослужащих, а также некоторой категории должностных лиц.В сфере правосудия по делам военнослужащих эти особенности влияли на определение подсудности с учетом воинского звания. Однако процедура в суде осуществляется по единым правилам для всех судов, поскольку военные суды – часть судов общей юрисдикции, и их деятельность регламентируется единым материальным и процессуальным законодательством.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Предание их суду возможно только после лишения депутатской неприкосновенности на основании решения соответствующей палаты Парламента, по представлению Генерального прокурора Российской Федерации (ст.98 Конституции Российской Федерации). Неприкосновенность депутатов представительных органов субъектов Российской Федерации носит более ограниченный характер. Неприкосновенность не распространяется на действия депутатов, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия, не связанные с осуществлением их депутатских полномочий. Депутаты, члены выборных органов и выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны, арестованы и преданы суду без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Оценивая приведенные нормы законов, отметим, что они касаются лиц, выполняющих особые государственные обязанности по поручению избравшего их населения. Кроме того, речь идет о досудебной стадии уголовного процесса, какой-либо особый порядок при рассмотрении дела в суде не применяется, правосудие осуществляется в точном соответствии с принципом равенства всех перед судом и законом. В заключение отметим, что одной из гарантий соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом является установление уголовной ответственности за нарушение равенства граждан в зависимости от их социального, имущественного и других отличий, причинившее вред их правам и интересам (ст.136 УК РФ).


В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции все равны перед законом и судом. В ч. 2 указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств. Равенство граждан распространяется на отношения гражданина не только с судом, но и с лицом, производящим дознание, следователем, прокурором.

Процессуальное положение гражданина определяется не имущественными, социальными или иными факторами, а тем, субъектом каких прав, кем он является: гражданским истцом, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым, защитником, свидетелем и т.п. В границах установленных законом процессуальных прав и обязанностей каждый гражданин, вовлеченный в сферу уголовного судопроизводства, вступает в различные процессуальные отношения, реализуя принадлежащие ему субъективные нрава и выполняя субъективные обязанности. В связи с этим представляются вполне обоснованными положения нового АПК о том, что арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле (ч. 2 ст. 7). Это положение по своей сути универсально и должно действовать при осуществлении любого вида судопроизводства.Принцип равенства граждан перед законом и судом действует одновременно с положением о едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии определенным лицам либо основанных на дискриминации.
Конституция и Закон о судебной системе установили для всех единую систему судов. Наличие в стране военных судов не опровергает этого положения, так как они построены на тех же началах, что и общие суды, вместе с которыми составляют систему судов общей юрисдикции. Положение о единстве права также представляет собой одно из требований подлинного демократизма. Оно означает единство законодательства, применение единой системы права при осуществлении правосудия.Представляется вполне приемлемым понятие «равенство перед законом», данное в учебной литературе, согласно которому равенство перед законом состоит в одинаковом применении положений, закрепленных в законодательстве, ко всем организациям, должностным лицам и гражданам. При этом имеется в виду наделение их не только соответствующими правами, но и обязанностями с последующим возложением (при наличии оснований) ответственности.Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом действует при осуществлении правосудия не только по уголовным, но и по гражданским делам, в общих и арбитражных судах, что нашло отражение не только в Законе о судебной системе, но и в процессуальных кодексах.

Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Правоохранительные органы » Осуществление правосудия на началах равенства всех п законом (16)
Страница 1 из 11
Поиск: