• Страница 1 из 1
  • 1
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История государства и права зарубежных стран » 114. Основные этапы образования КНР. Специфика политической (Системы КНР на рубеже ХХ – ХХI (20-21 веков))
114. Основные этапы образования КНР. Специфика политической
114. Основные этапы образования КНР. Специфика политической системы КНР на рубеже ХХ – ХХІ

Посмотреть ответы на другие вопросы к экзамену или зачету по дисциплине История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)"

Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 правящей партией является Коммунистическая партия Китая
В 1949—1956 при помощи СССР созданы базовые отрасли промышленности, проведена национализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства, развёрнуто массированное социалистическое строительство.
Пленум ЦК КПК 11 созыва (декабрь 1978) провозгласил курс на социалистическую рыночную экономику при сочетании двух систем: планово-распределительной и рыночной при массовом привлечении иностранных инвестиций, большей хозяйственной самостоятельности предприятий, введении семейного подряда на селе, сокращении доли государственного сектора в экономике, открытии свободных экономических зон, преодолении бедности, развитии науки и техники.
Именно Дэн Сяопин способствовал стабилизации политической ситуации в Китае и ускорению его социально-экономического развития. При нём внешняя политика страны, в отличии от эпохи Мао, стала пассивной. В конце 1980-х — начале 1990-х Китаю удалось полностью снять проблему обеспечения населения питанием, развить высокие темпы роста ВВП и промышленного производства, поднять уровень жизни народа.
В течение 2002−2005 Ху Цзиньтао сосредоточил в своих руках высшие партийные, государственные и военные посты в стране (генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР, главнокомандующий НОАК).
После образования КНР в декабре 1949 года были приняты четыре Конституции (в 1954, 1975, 1978 и 1982 годах). В соответствии с Конституцией Китайской Народной Республики (декабрь 1982), КНР — социалистическое государство демократической диктатуры народа. Высший орган государственной власти — однопалатное Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), состоящее из 2979 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет. Сессии ВСНП созываются на ежегодной основе.
Из-за большого количества депутатов в период между сессиями функции ВСНП выполняет избираемый из числа депутатов Постоянный Комитет (около 150 человек).
К выборам допускаются только депутаты от Коммунистической партии Китая и восьми так называемых демократических партий, входящих в Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Собственные органы законодательной власти действуют на территории специальных административных районов Гонконга и Макао.
Все депутаты ВСНП являются представителями блока коммунистов и демократов.
Председатель КНР — Ху Цзиньтао
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Китайская Народная Республика (КНР). К концу затяжной войны китайского народа против агрессии военно-империалистичес¬кой Японии (1937—1945 гг.) сложились благоприятные условия для завершения и конституционного оформления результатов освобо¬дительного движения, направленного также против колониальных притязаний европейских держав и США. В 1943 г. союзники Китая (США, Англия, Франция и др.) отменили неравноправные догово¬ры с этой страной, а позже, при создании ООН, Китаю было пре¬доставлено одно из пяти постоянных представительств в Совете Безопасности (наряду с Англией, Францией, США и СССР). Однако внутри страны продолжало существовать военно-политическое противостояние двух лагерей — Гоминьдана (национальная партия с лидером Чан Кайши) и Коммунистической партии Китая (КПК) (лидер Мао Цзэдун). К концу войны под контролем компартии проживало около четверти населения страны. Успеху ее в дальней¬шем содействовали восстания против гоминьдановского режима в национальных районах (в Синьцзяне, Внутренней Монголии и на Тайване) и внутренние политические и экономические трудности. В условиях многолетних гражданских и национально-освободительной войн компартия подверглась военизации, а ее программные установки — националистическим перетолкованиям, которые спо¬собствовали возникновению "китаизированного марксизма" с лозун¬гом уже не диктатуры пролетариата, а демократической дикта¬туры народа (1949 г.).
Последняя составила основу государственной власти провоз¬глашенной 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики. Ру¬ководимая рабочим классом "демократическая диктатура народа" основана на союзе рабочих и крестьян, она объединяет все "де¬мократические классы" и все национальности Китая. В программ¬ных установках компартии в этот период провозглашались зада-чи доведения до конца народно-освободительной борьбы, освобож¬дения всей территории страны, завершения дела объединения страны, ликвидации всех особых прав и привилегий империали-стических стран в Китае, осуществления аграрной реформы, на¬ционализации бюрократического капитала и защиты интересов всех основных слоев и классов общества, включая и национальную буржуазию. В 1952 г. была выработана генеральная линия на так называемый переходный период к социализму, который включал в себя прежде всего "социалистическую" индустриализацию и "со-циалистические" преобразования. Эти же положения о переход¬ном периоде были включены в Конституцию 1954 г. Конституция была принята на Всекитайском собрании народных представите-лей, которое избрало также Председателя КНР (Мао Цзэдун), его заместителя, председателя Постоянного комитета этого собра¬ния (Лю Шаоци) и премьера Государственного совета (Чжоу Эньлай).
В 1958 г. компартия уточняет свою "генеральную линию". Она решает форсировать экономическое преобразование, осуще¬ствить "большой скачок" и разом достичь светлого будущего, действуя по принципу: "три года напряженного труда — десять тысяч лет счастья". Первой крупной жертвой этого утопического эксперимента стала деревня. При этом Мао дал установку на при¬нуждение к тем, кто должен стать членом "народных коммун". В них было в среднем по 20 тыс. крестьян, у которых все обобще¬ствлялось, включая приусадебные хозяйства. Жизнь крестьян стро¬го регламентировалась — строем ходили на работу и все вместе питались в столовой. Оправдывая насилие в отношении членов коммун, Мао заявил на одном из совещаний: "Нельзя придержи¬ваться только одной демократии, надо сочетать Маркса с Цинь Шихуан-ди" (древнекитайским деспотом).
Однако уже через три года пришлось вносить коррективы и в эту "генеральную линию" ввиду оппозиции в аппарате партии и государства. На волне борьбы с оппозицией Мао поощрил еще одну кампанию по подталкиванию истории, которая известна как "ве¬ликая пролетарская культурная революция". Насилие и хаос, вызванные борьбой с пережитками старого общества, пришлось подавлять с помощью армии. Некоторое смягчение репрессивного курса наступило после кончины Мао в сентябре 1976 г. Декабрь¬ский пленум ЦК КПК 1978 г. положил начало осуществлению но¬вых реформ в экономической, политической, технологической и военной областях. Этот год стал точкой отсчета нового периода социальной истории Китая, поскольку социалистическая страна с четвертью населения Земли достигла впечатляющих успехов, из¬бежав угрозы надвигавшегося голода и добившись ежегодного при¬роста производства на 12—13%. Реформы впоследствии были назва¬ны Дэн Сяопином, главным инициатором этих перемен, строитель¬ством "социализма с китайской спецификой".
В отличие от стратегии предшествующего периода социализм отныне не мыслился без высокоразвитой экономики. Его созидание предполагало проведение "четырех модернизаций" — сельского хозяйства, промышленности, науки и техники, национальной обо¬роны. На практике это было связано с переходом к системе се¬мейного подряда в деревне, ликвидацией уравниловки в распре¬делении, с введением хозрасчета и развитием большей самостоя¬тельности в промышленности, а также с признанием отсутствия угрозы "большой войны" и необходимостью реформирования армии с целью усиления ее боеспособности в защите государственных интересов в регионе и мире и в случае необходимости — с целью успешного ведения локальных войн и стратегического крупномас¬штабного развертывания.
В области совершенствования политической системы внимание обращено на разграничение функций партийных и правительствен¬ных органов, расширение прав низовых организаций, на развитие демократии и гласности, перестройку избирательной системы. В 1982 г. была принята новая конституция, впоследствии снабжен¬ная поправками и уточнениями. С 1982 г. вводится автономия для национальных районов (как было в первой Конституции 1954 г., со¬ставленной со значительными заимствованиями из советского опы¬та конституционно-правового регулирования). Однако на пути пре¬образований наибольший консерватизм демонстрируют партийная структура, госаппарат, армия. И все же есть сдвиги и в этой об¬ласти. Они связаны с процессом децентрализации власти, которая предстает в двух основных разновидностях — перераспределение властных полномочий от государства к обществу и от центра к местным учреждениям.
Теория социализма с китайской спецификой является своеоб¬разной компромиссной платформой для фракций догматиков и прагматиков внутри партии, для консерваторов и реформаторов внутри властных структур и оправданием многоукладности "соци¬алистической рыночной экономики". Структура руководящей поли¬тической партии параллельна и совместима со структурой государ-ственных органов — от низших административных единиц и от¬дельных предприятий и учреждений до учреждений общенацио¬нального уровня.
Партийную иерархию венчает генеральный секретарь Цент¬рального комитета партии, который одновременно является Пред¬седателем Китайской Народной Республики и Председателем Цен-трального Военного совета КНР (в настоящее время этот пост за¬нимает Цзян Цзэминь, 1926 г. рождения). Генсек входит в узкий круг временных руководителей, составляющих Постоянный Коми¬тет Политбюро ЦК КПК. В этот орган входит премьер Государ¬ственного совета (Центрального народного правительства), пред¬седатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКС) и неко¬торые другие. Политбюро включает 19 членов и двух кандидатов в члены Политбюро. В этой структуре партийных органов во мно¬гом воспроизводятся структуры, существовавшие в Советском Союзе.
Особую роль с недавних пор стали выполнять организации, входящие в состав Политического консультативного совета. Здесь вместе с КПК сотрудничают некоммунистические партии, объеди-няемые общим названием "демократические партии". Часть из них (возникла еще до создания КНР, в начале 40-х гг. Таковы Револю¬ционный комитет Гоминьдана Китая (Гоминьдан — название партии борьбы за национальную независимость), Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжунгно Чжигундан (Партия во имя справедливости, состоит из реэмигрантов). После 1992 г. эти политические организации именуются "партиями, уча-ствующими в политической жизни". В партийные документы и в конституцию была включена формулировка о "системе многопар¬тийного сотрудничества и политических консультаций под руковод¬ством КПК". Она сменила формулу о "длительном сосуществова¬нии и взаимном контроле КПК и демократических партий".
Самой уникальной, помимо четырех модернизаций, задачей можно считать реформу госаппарата, начатую в 1993 г. и рассчитанную на три года. Эта реформа имела целью всеобъемлющую' перестройку административной системы и аппарата, с тем чтобы, дать "простор производительным силам" и содействовать созданию "социалистической рыночной экономики". Реформа охватила ком-плексные и специализированные хозяйственные подразделения (от Госплана до подразделений министерств). Из 86 учреждений Гос¬совета — канцелярий, госкомитетов, госуправлений, рабочих ко¬митетов — было оставлено 27 и сокращено, таким образом, око¬ло четверти от общего числа всех учреждений. В 1994 г. была от¬крыта Государственная административная академия, предназна-ченная для обучения кадров высшего и среднего звена. Управлен¬ческие кадры готовят в обычных вузах, а также в техникумах, партийных школах — центральных и местных, которых насчиты¬вается около 7 тыс. на 54 млн членов партии.
В партийных постановлениях важность воспитания и отбора кадров связывается с необходимостью практически руководить строительством социализма с китайской спецификой в его модер-низированном виде и быть, таким образом, готовыми "взять на себя огромную ответственность за переход страны в следующий век". Главной стратегической задачей КНР и КПК, зафиксирован¬ной в конституции и Уставе партии, является превращение стра¬ны к середине будущего столетия в "могучее, демократическое и модернизированное социалистическое государство". Задача эта должна решаться путем "коренного преобразования экономичес¬кой системы при сохранении основ социалистического строя об¬щества".
Одна из надвигающихся проблем нового периода истории — это опасность "регионализма". Экономический рост отнюдь не уменьшает неравенства в экономическом и политическом развитии отдельных регионов. Промышленный потенциал отдельных провин¬ций может превышать потенциал других в 3—4 раза, и в этом коренится опасный дестабилизирующий фактор. Сохраняет свою остроту и проблема воссоединения Тайваня с континентальной ча¬стью страны. Правящая и процветающая на Тайване партия Го¬миньдана признает необходимость такого объединения, но только после проведения там рыночных реформ.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История государства и права зарубежных стран » 114. Основные этапы образования КНР. Специфика политической (Системы КНР на рубеже ХХ – ХХI (20-21 веков))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: