Страница 1 из 11
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История государства и права зарубежных стран » 088.Государственно-политический строй Франции Второй империи
088.Государственно-политический строй Франции Второй империи
088. Государственно-политический строй Франции Второй империи

Посмотреть ответы на другие вопросы к экзамену или зачету по дисциплине История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)"

Режим Второй империи. Луи Бонапарт, коронованный под именем Наполеона III (1808—1873), был третьим сыном голландского короля Людовика Бонапарта. Добрый и щедрый по натуре, он рано и фанатично поверил в свое особое призвание и всюду демонстрировал романтическое преклонение перед дядей и свою преданность наполеоновским идеям. В молодости он увлекался социалистическими и демократическими идеями. Полагая, что рабочий класс следует сделать собственником, он носился с фантастическим планом создания государственных ферм, где будут поселены неимущие (пролетарии). Затем его идеалом стало полицейское государство, контролирующее печать, суды и парламентские выборы. На военном поприще ему вначале сопутствовал успех — в Австрии, Китае, Японии, Сирии, Мексике. В 1866 г. Наполеон III недооценил значение войны Пруссии с Австрией, закончившейся блестящей победой его будущей погубительницы. Развязав авантюрную войну с Пруссией в 1870 г., он потерпел сокрушительное поражение под Седаном, попал в плен и был быстро низложен возмущенными соотечественниками.
Один из ощутимых итогов второго бонапартизма — создание централизованной правительственной власти с гораздо более широкими полномочиями императора и превращение "вечных прав человека" в единственное право правителя — повелевать, а всех остальных — повиноваться. Наполеон III стал учредителем еще одной разновидности правительственной власти, именуемой обычно "бонапартистским режимом". Для режима Второй империи стало характерным подчинение основных рычагов власти — армии, полиции, администрации — императору. Вместе с тем этот режим, выглядевший, по отзыву Ф. Энгельса, "шайкой политических и финансовых авантюристов", способствовал спекуляции, промышленному развитию и вообще невиданному до тех пор экономическому подъему и обогащению всей буржуазии, что сопровождалось продажностью и массовым хищничеством лиц, группировавшихся вокруг императорского двора и извлекавших "крупный процент из этого обогащения".
Блестящий анализ уроков революции 1848 г. во Франции дан в работе К. Маркса "18 брюмера Луи Бонапарта". В ней тщательно охарактеризован момент социально-политической преемственности и новизны в работе "государственной машины" Франции и в правительственной деятельности как таковой с ее соответствующим социальным составом (сословия, профессии, группы с их правами, привилегиями и политическими устремленностями и домогательствами) и внешней социальной средой (общество, громадная бюрократическая и военная организация, централизованная правительственная власть и местные сепаратные власти).
Революция до 2 декабря 1851 г. закончила половину своей подготовительной работы, пишет Маркс, она "довела до совершенства парламентскую власть", а затем стала доводить до совершенства власть исполнительную.
"Эта исполнительная власть с ее громадной бюрократической и военной организацией, с ее многосложной и искусственной государственной машиной, с ее полумиллионной армией чиновников и полумиллионной же армией солдат, — этот ужасный организм-паразит, обвивающий, точно сетью, все тело французского общества и затыкающий все его поры, возник в эпоху самодержавной монархии, при упадке феодализма, упадке, который помогал ускорять. Господские привилегии земельных собственников и городов превратились в столь же многочисленные атрибуты государственной власти, феодальные сановники — в получающих жалованье чиновников, а пестрое собрание товарных образчиков, карта перекрещивающихся средневековых суверенных прав превратилась в правильный план централизованной государственной власти, где господствует такое же разделение труда, как на фабрике".
Первая Французская революция должна была развить далее то, что было начато абсолютной монархией: централизацию, а вместе с тем объем, атрибуты и число прислужников правительственной власти. Наполеон завершил эту государственную машину. Легитимная (1814 г.) и Июльская (1830 г.) монархии ничего не прибавили, кроме большего разделения труда, увеличивавшегося по мере того, как разделение труда внутри гражданского общества создавало новые группы интересов, следовательно новые объекты государственного управления.
"Всякий общий интерес немедленно отрывался от общества, вырывался из сферы самодеятельности общества, противопоставлялся ему как высший, всеобщий интерес, вырывался из сферы самодеятельности членов общества и делался предметом правительственной деятельности, — начиная с моста, школьного здания и коммунального имущества сельской общины и кончая железными дорогами, национальным имуществом и государственными университетами Франции. Наконец, парламентская республика оказалась в своей борьбе против революции вынужденной усилить вместе с мерами репрессии, средства и централизацию правительственной власти. Все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассматривали захват этого огромного государственного здания как главную добычу при своей победе" (Маркс К. 18 брюмера Луи Бонапарта). Анализ Маркса выдержан в духе теории непременной смены капитализма социализмом, которая будет сопровождаться непременным разрушением (сломом) аппарата управления государством, сложившегося как орудие своекорыстного управления господствующего класса при феодализме и затем при капитализме. Для нас в данном случае важен не вывод, а сам процесс конкретно-исторического, и в особенности сравнительно-исторического, анализа феномена исполнительной власти, а вместе с ним и феномена политической власти, известной как режим бонапартизма (т.е. режима правления Наполеона I и Наполеона III).

Гос строй Второй империи во Франции (1852-1870 гг.).
14 января 1852 - Принята К, похожая на К Консульской Республики. Президент - 10 лет, компетенция - назначал админ, война и мир, армия, вводил осадное положение, имел право законодательной инициативы. Законодательная власть - подчинена Парламенту: 1) Госсовет - назначался Президентом - вырабатывал законопроекты. 2) Законодательный корпус - избирался всеобщим голосованием из кандидатов, намеченных президентом. Он одобрял законопроекты. 3) Сенат - назначал Президент. Функции - следить за конституционностью принимаемых законов. Сенат мог изменять К. К провозглашала всеобщее равное тайное голосование. Министры отвечают только перед главой государства, судит их только Сенат.

20.11.1852 - Плебисцит - Президент был объявлен императором, а Республика - Империей. Сенат и Законодательный корпус представляли императору адреса (право петиций), также они имели право критики правительства. январь 1868 - Право адреса было отменено - был введен парламентский контроль. март 1868- принят закон - Сенат может возвратить законопроект в Палату Депутатов. Положение Сената приблизилось к второй палате законодательного органа. 1869 - закон - членство министров в законодательном корпусе, Госсовет - упразднен. 21.05.1870 - К - Министры - ответственны перед народным представительством. 1870 - Поражение империи во Франко-Прусской войне - во Франции восстановлена III Республика.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История государства и права зарубежных стран » 088.Государственно-политический строй Франции Второй империи
Страница 1 из 11
Поиск: