• Страница 1 из 1
  • 1
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История государства и права зарубежных стран » 074. Развитие государственно-политической системы Англии (Великобритания в ХVІІІ – ХІХ веках, полномочия прерогативы)
074. Развитие государственно-политической системы Англии
074. Развитие государственно-политической системы Великобритании в ХVІІІ – ХІХ вв.

Посмотреть ответы на другие вопросы к экзамену или зачету по дисциплине История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)"

К 18 веку в Англии были приняты три важных конституционных законов Habeas Corpus Act, Билль о правах, Акт об устроении. Эти акты составили писанную часть английской конституции. Важную часть английской конституции составляют неписаные (условные) нормы, которые утвердились в практике и стали конституционными прецедентами. Специфика английской конституции заключалась в том, что это неписаный закон, он не представлен каким-то единым документом.

В развитии государственно-политической системы Англии можно выделить такие тенденции как:
1) возвышение парламента
2) становление кабинета министров
3) институализация политических партий

Полномочия и прерогативы монарха:
1) король являлся главой государства (личность короля признавалась священно и неприкосновенной)
2) король обладал правом законодательной инициативы
3) король обладал правом вето на принимаемые парламентом законы (но право сохранилось до 1746 года)
4) король руководил церковью, обладал правом назначения церковной должности
5) у короля. Сохранялись внешнеполитические прерогативы (объявление войны, заключение мира, назначение послов)
6) король так же предоставлял право подданства, а так же даровал почетные принципы и звания
7) король возглавлял армию и флот

В целом в 18-19 веках продолжается процесс ограничения власти монарха в пользу парламента и формирующегося кабинета министров.

Статус парламента и его полномочия
Парламент состоял из двух палат. Верхняя палата - лордов, нижняя - общин.
Палата лордов формировалась из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля. К середине 18-ого столетия входило около 500 светских и религиозных аристократов.
Палата общин формировалась на основе избирательного права.
Депутаты избирались сроком на 7 лет (до 1716 года сроком на три года), число депутатов палаты общин менялось в 18 веке - 558, в 19 веке - 656 человек. Для избрания в палату общин существовал высокий имущественный ценз, а так же возрастной (21 год). Избирательно законодательство было серьезно изменено в 19 столетии (см п. 4).
Палата общин выбирала спикера, а так же существовал секретарь палаты (чиновник, отвечающий за протоколы и акты).

Заседания парламента проходили тайно, лица, разглашавшие парламентские прения подвергались преследованию. Парламент являлся законодательным органом власти причем первое место в законодательной процедуре принадлежало палате общин. К примеру, только палата общин могла инициировать такие важные финансовые законы как налогообложение, или расходование государственных средств.

Существовало несколько видов законов - биллей.
1-ый вид - частный билль (один из самых распространенных законов того времени в Англии, он касался местных дел, требующих государственного вмешательства, голосовался в палате общин) ;
2-ой вид - публичный билль (публичный билль вносил в парламент кабинет министров, закон проходил в три чтения в нижней палате парламента, данный закон обязательно должен был рассматриваться в каждой палате парламента, после чего закон поступал на утверждение монарха.
Депутаты парламента имели полномочия запросов правительства, в 18-ом столетии эти запросы носили формальных характер (члены правительства могли отвечать, а могли и не отвечать на эти запросы), но с 1869 года парламентский запрос стал важным конституционным инструментом осуществления контроля парламента за исполнительной властью.

Формирование кабинета министров в Англии
В 18 веке в Англии оформляется кабинет министров (орган власти, который стал осуществлять исполнительную власть). Кабинет министров выделился из тайного совета, который существовал при монархе. Первоначально кабинет министра был частью (фракцией) тайного совета.
Параллельно с процессом становления кабинета министров происходило ограничение власти монарха в области исполнительно власти
Основные этапы становления кабинетов министров:
1) середина 20-х годов 18-го (XVIII) столетия. Утверждается неписаное правило, согласно которому кабинет заседает без короля, это освободила членов кабинета от непосредственного королевского давления, увеличилась самостоятельность этого властного органа и способствовало формированию должности премьер-министра.
2) середина 18го (XVIII) века. Происходит ограничение королевского права, назначение и увольнение высших должностных лиц. В английской конституционной практике начинает утверждаться правило соответствия правительственной политики и состава кабинета парламентскому большинству, то называется "принципом ответственного правительства ". Но однако окончательно принцип ответственного правительства утвердился лишь с середины 19го (XIX) столетия и это было связано с парламентской реформой и развитием политических партий.

В течении 18-19 (XVIII-XIX) веков английский кабинет министров становится обособленным от короля высшим исполнительным органом власти. Кабинет министров стал формироваться на основе расстановки политических сил в парламенте, кабинет стал ответственным перед парламентом. Такое правительство носит название ответственного правительства, и это является отличительным признаком парламентской системы.

Становление политических партий
В 18-19 (XVIII-XIX) веке происходит становление политических партий и политической системы в Англии, которое является неотъемлемой частью парламентаризма. Еще с конца 17-го (XVII) столетия существовали 2 политические силы (тори и виги). Эти партии представляли собой чисто аристократические, придворные партии. После избирательных реформ активно прошел процесс формирования общенациональных массовых партий. В 1861 году состоялся первый съезд либеральной партии (бывшие виги). В 1867 году официально провозгласила свое образование консервативная партия (тори). Либеральная партия стала отражать интересы промышленников, предпринимателей, А консервативная - земельных собственников, аристократии, рантье. К концу столетия была образована Лейбористская партия, которая отстаивала идеи государственного регулирования экономики, социальной справедливости. До сих пор в Великобритании эти три партии являются ключевыми и влиятельными политическими партиями.

Таким образом результатом государственно-политического развития Англии стало формирование классического парламентаризма, правда в рамках конституционной монархии. Данная политическая система обеспечила Великобритании стабильное политическое и социально-экономическое развитие.


$INFO$ Последнее обновление 23:23 15.06.2011

Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История государства и права зарубежных стран » 074. Развитие государственно-политической системы Англии (Великобритания в ХVІІІ – ХІХ веках, полномочия прерогативы)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: